От ящика пива до $1 млрд. Как киберспорт стал прибыльным бизнесом

Вы помните, как в 2000-х появился первый интернет-клуб в вашем районе? Во многих странах СНГ эти заведения стали Мекками для школьников и молодых студентов. Кого-то мама выгнала, потому что игра «по сетке» мешала разговору с подругой, а у кого-то и вовсе не было дома ни компьютера, ни интернета. Те счастливчики, у которых был постоянный доступ в интернет дома, приравнивались к Прометею, имеющему доступ к вечному огню. Слова «Линейка» и «Контра» вошли в словарь вашего повседневного сленга, и встречались вы с одноклассниками не во дворе, а «на цитадели». Все эти локальные явления породили движение мирового масштаба, рынок которого оценивается на сегодняшний день в $ 892,8 млн.

видеоигра

История киберспорта в мире и СНГ

Киберспорт (англ. eSports) — это полноценная разновидность спортивного искусства, действие которого происходит в виртуальной реальности. По киберспорту проводятся соревнования на всех уровнях — от университетских чемпионатов до международных турниров.

киберспортивный турнир

ТОП киберспортивных игр:

  • Dota 2;
  • League of Legends;
  • World of Tanks;
  • Heroes of the Storm;
  • StarCraft 2;
  • Hearthstone;
  • Smite;
  • Counter-Strike;
  • FIFA 16;
  • Project CARS;
  • Mortal Kombat X.

Список постоянно обновляется.

Киберспорт признан видом спорта во многих странах мира, в том числе и в России. История киберспорта началась с тех пор, когда на домашних ПК стал появляться интернет, и его скорость позволила видеоиграм переместиться в онлайн-режим. В 1997 году возникла киберлига Cyberathlete Professional League в США.

Первой однопользовательской игрой, по которой проходили киберсоревнования, стал шутер Quake. Немного позже появилась и первая многопользовательская игра Doom II: Hell on Earth, после чего начали формироваться полноценные команды.

В разных странах киберспорт развивался по-своему. В Корее, например, киберспорт приобрел дикую популярность, и государство даже инвестирует в киберсоревнования.

Соревнования

Ну, а в России и других постсоветских странах киберспорт пережил сначала эпоху андеграунда и турниров на ящик пива или 1000 рублей. Сейчас же у киберспорта много направлений, уровней, даже есть тренеры по киберспорту.

В 2008 году с первыми гаджетами появилось такое направление, как мобильный киберспорт. Пока что мобильный киберспорт не особо приживается, четких правил и норм пока нет. Но у мобильного киберспорта есть свои адепты, этот киберспортивный рынок имеет своих спонсоров.

Первыми большими киберспортивными соревнованиями принято называть World Cyber Games, которые проходили в 2001 году. Финал WWG состоялся в столице Кореи — Сеуле, а призовой фонд составил $ 300,000. Всего участников было 430 человек из 33 стран мира. До 2012 года больше всего медалей получали корейские геймеры. Потом их «сделала» сборная Китая, но это, видимо, была случайность. Корея потом не давала никому ни малейшего шанса на первенство. У киберсоревнований были организаторы и серьезные спонсоры, например, Samsung. Вот тогда мировой гейминг и превратился из спорта в киберспортивный бизнес.

Киберспортивный бизнес. Оценки и перспективы

Одно из крупнейших агентств США Super Data провело полномасштабную аналитику киберспортивного рынка. Они проанализировали каждый аспект киберспортивного бизнеса: от билетов и рекламы до размера маржи букмекерских контор. Вердикт агентства: к следующему году киберспортивный рынок будет оцениваться в $ 1,1 млрд.

Конечно, существует сегментация объема рынка по регионам:

  • Северная Америка — $ 275 млн,
  • Европа — $ 269 млн,
  • Азия — $ 328 млн,
  • другие страны и континенты — $ 19 млн.

Аудитория мирового киберспортивного рынка насчитывает 239 млн пользователей. Чтобы вы понимали масштабы, это 569 Эстоний или 2 России (и даже больше). Общее количество любителей киберспорта конкурирует с мировой аудиторией американского футбола. Возраст поклонников киберспорта варьируется от 21 до 35 лет. Покупательская способность в этой возрастной категории зашкаливает, что и делает киберспортивный бизнес таким привлекательным для спонсоров. Такой публике, правда, не угодить. Кустарная реклама и замыленные рекламные лозунги не цепляют молодых и прогрессивных. Но если маркетологам удастся достучаться до любителей киберспорта, то компанию ждет неимоверный успех.

Вот хороший пример: чаще всего спонсорами выступают производители техники, ПО, софта и приложений. В прошлом году реклама техники для компьютерных игр дала космическую конверсию — $ 3 млрд.

Россия занимает одно из первых мест по объему киберспортивного рынка в Европе — $ 35,4 млн, аудитория игр — 2,2 млн человек. К началу 2018 года эта цифра вырастет до $ 43,7 млн. Более того, в России на этом рынкы есть своя «экосистема», которая включает не только киберспортивные лиги, соревнования, фестивали и т. д., но и образовательные платформы, и медийные ресурсы.

Факторы развития киберспортивного рынка

  • Наличие платформы для коммуникации

Сегодня потребительская публика находится между двух крайностей. С одной стороны, хочется, чтобы все было быстро, в один клик. С другой стороны, не хватает личного контакта, поддержки, понимания и прочих эмоциональных составляющих. Киберспортивные игры нашли решение этой проблемы в проведении стримов (stream — поток). Стриминг — это прямые трансляции происходящего на вашем экране другим пользователям. Live-стриминг стал платформой, которая собрала всю аудиторию киберспортивных игр, от мала до велика, в одном месте. Сайты наподобие Twitch позволили обрести любителям киберспорта свою родину после долгих скитаний.

Стриминг

  • Труд разработчиков

Во всех сферах бизнеса можно встретить такую картину: предприниматели, которые не разбираются в конкретной индустрии, все равно делают там бизнес. В киберспортивном бизнесе для дилетантов нет места! Хороший продукт могут создать лишь те, кто знает особенности аудитории, и сами же ею являются. Counter Strike, который входит в ТОП киберспортивных игр, был сначала модификацией Half-Life, но, видя потребности геймеров, разработчики стали развивать игру для киберспортивного сообщества профессионалов. Доходы от соревнований вкладываются в сам продукт. Это вечный двигатель развития для индустрии.

  • Уровни ведения бизнеса. Отечественный eSports нуждается в участниках

Не обязательно вкладывать деньги в киберспортивные соревнования мирового масштаба. Многие компании напрасно стремятся к тому, чтобы получить хоть кусочек рекламного блока на международных чемпионатах. Вы можете вложить эти же деньги в турнир местной команды и стать королем города. Аудитория имеет широкий круг интересов и эта рекламная площадка подойдет для многих компаний. Будь у вас пункт приема ставок на спорт, или вы являетесь дистрибьютором техники — подберите правильный формат подачи рекламы и получите хорошую конверсию.

  • Ставки на киберспорт

Мировая статистика гласит, что ставки на киберспорт занимают 8-е место по востребованности в букмекерских конторах и тотализаторах. Самые популярные киберспортивные соревнования для ставок на киберспорт:

  • Dota 2,
  • CS Go,
  • World of Tanks,
  • StarCraft 2.

Букмекерские конторы и тотализаторы облегчили жизнь фанатам киберспорта, которые ежедневно совершают ставки. В отличие от специализированных сайтов, CSGO Lounge и Dota 2 Lounge, которые принесут вам больше проблем, чем выигрыша, в букмекерских компаниях нет перебоя с транзакциями. Если у вас есть банковская карта, то вы можете воспользоваться любой удобной платежной системой. Чаще всего букмекеры предлагают линии и ставки на исход крупных международных соревнований.
Исход с учетом преимущества либо отставания команды («фора») или пари на количество событий («тоталы») встречаются крайне редко.

Благодаря такому маленькому выбору формата ставок на киберспорт, коэффициент выигрыша намного выше, чем, например, в футболе. Беттеры это прекрасно уловили.
Для того, чтобы включить в свой бизнес такую услугу, как ставки на киберспорт, надо разбираться в теме, иметь за плечами игровой опыт и быть чутким аналитиком.

В России начальная ставка на киберспортивное событие начинается от 100 рублей.

Будьте очень осторожны, если делаете ставки на киберспорт. Доверяйте только крупным провайдерам, которые имеют лицензии в большинстве стран и хорошо зарекомендовали себя в фэнтези-спорте.

Есть несколько проверенных сайтов, где можно безопасно ставить на киберспортивные соревнования:

Betway

По версии медийного ресурса esportsbettingreport.com, Betway завоевал пьедестал почета в области киберспортивных ставок. Этот сайт предлагает широкий выбор дисциплин и возможность ставить на исход как локальных, так и крупных событий.

Bet365

Британский букмекер, который заслужил доверие многих беттеров по всему миру. В eSports беттинг-сайт Bet365 входит в число ведущих операторов.

SkyBet

Этот сайт завершает трио лидеров киберспортивных ставок. Тут можно играть просто на интерес, без ставок, что очень полезно для новичков.

Unikrn

Unikrn нашел свою уникальную нишу. Этот провайдер специализируется исключительно на eSports. На сайте вы можете найти множество локальных чемпионатов.

Ladbrokes

На сайте можно встретить киберфутбол, кибертеннис и даже виртуальный велоспорт. В этом и заключается фишка сайта.

Pinnacle

Этот провайдер стал первым крупным букмекером в киберспорте. Они первыми познали горе и радости в этой сфере. Беттеры иногда жалуются, что некоторые статьи устаревают, а расписание игр неактуальное. Но несмотря на все это, в 2016 году они получили награду «Лучший оператор киберспорта по версии eGR».

PaddyPower

На сайте вы можете совершить ставки на команды League of Legends. Сайт пользуется большим доверием среди беттеров. Рекомендуем!

игра League of Legends

Опыт и мнения: как киберспортивному гемблингу получить лицензию

В одним из своих интервью для киберспортивного обозревателя GosuGamers Том Лемке, основатель профессиональной киберспортивной лиги Counter Strike в Германии и соучредитель клуба Mousesports CS, рассказал о перспективах и проблемах ставок на киберспорт: «В 2006 году я начал заниматься букмекерским трейдингом в киберспорте. Я не был первооткрывателем, и я все еще утверждаю, что ставки на киберспорт — это молодая индустрия, которая пока не доросла до мейнстрима. Есть вещи, которых не хватает киберспортивному гемблингу. Лицензии, риск-менеджмент, бизнес-этика — это все еще не доработано» — рассказывает Том, анализируя свой 10-летний опыт.

Бизнес Тома Лемке получил лицензию от авторитетного мальтийского регулятора. Это был сложный выбор, но сейчас Том понимает, насколько верное решение он принял:

«У меня есть лицензия от регулятора азартных игр LGA (Lotteries and Gaming Authority). Это значит, что я подчиняюсь нормам и правилам этого регулятора, которые десятилетиями формировались в многомиллиардной сфере гемблинга. Данная лицензия помогает мне в работе с клиентами, они мне доверяют. Для того, чтобы подать документы на лицензию LGA, необходимо иметь минимальный акционерный капитал и соответствующую регистрацию компании. Существует два класса лицензий. У меня лицензия 2-го класса, которая означает, что на счету компании есть € 100 тыс.

Что лицензия обеспечивает моим клиентам:

1. В системе лицензиата аккаунт клиента существует отдельно.
2. Клиент не может прямо переводить средства со своего счета на счет компании.
3. LGA вправе запросить у лицензиата банковскую гарантию в целях защитить права игроков.
4. Лицензиат обязан по запросу LGA давать любую информацию по финансовым операциям, даже если это касается личного счета игрока.

Можно подумать, что в такой ситуации я в проигрыше. Но я не хочу никого обманывать, я хочу вести бизнес по-честному. Лицензия LGA только подтверждает мои слова".

Рынок ставок на киберспорт в цифрах

Насколько киберспортивный рынок сегодня актуален, решать вам. Но в таких идеологических вопросах лучше обратиться к цифрам.

Общее количество ставок на киберспортивные события измеряется в миллионах.

В 2016 году сумма киберспортивных ставок в мире составила $ 59 млн. Это число включает только ставки на онлайн-ресурсах, которые действуют по закону и регулируются соответствующими органами.

Как утверждают финансовые аналитики компании Pinnacle, их доход на киберспортивных ставках в 2016 году увеличился на 403%. Если рассчитать процент отдельно по играм, то статистика получается более внушительная: доход от ставок на Dota 2 увеличился на 205%. Маржа от ставок на CS Go — на 166%. И почетное 3-е место — прибыль от League of Legends, которая выросла на 99%.

League of Legends

Также можно добавить в список StarCraft II — в этом году он принес Pinnacle прибыли на 21% больше по сравнению с прошлым годом.

Тренды киберспортивного рынка в 2017 году

Новая волна популярности Counter-Strike

Эта дисциплина является одной из основных в киберспорте. Несмотря на то, что Counter-Strike не очень популярен в странах Азии, американской и европейской публики достаточно, чтобы быть попасть в ТОП киберспортивных игр. В 2017 году планируется провести огромное количество турниров по Counter-Strike, самыми яркими из которых станут соревнования членов киберспортивной лиги Eleague.

Киберспорт на Олимпиаде

Киберспортсмены всего мира мечтают о том, чтобы киберспорт как дисциплина был включен в программу Олимпийских Игр. Чем ближе Олимпиада в Токио, тем оживленнее идут обсуждения. Рано или поздно это произойдет, но писать петиции и активно поддерживать данное движение надо уже сейчас.

Новая дисциплина от Nintendo

В 2015 году Nintendo выпустила шутер Splatoon. Этот продукт быстро завоевал симпатию потребителей на рынке. В 2017 году будут проводиться первые турниры Splatoon при поддержке Nintendo.

Если вы хотите зарабатывать на киберспорте, то сейчас самое время вступить в игру. Это интересная и прогрессивная отрасль с многомиллионной публикой. А учитывая количество новых приспособлений для виртуальной и дополненной реальности, мы можем смело утверждать, что формат киберспортивных соревнований поменяется. Чем больше размах, тем сильнее рынок нуждается в инвестициях.

Поддерживая это течение, вы меняете мир к лучшему. В сфере eSports многие молодые ребята находят себя, занимаясь любимым делом. Киберспортивная индустрия двигает прогресс. Достаточно посмотреть на инновации, которые были представлены на выставке CES-2017.

Киберспорт уже нуждается в своих специалистах: аналитиках, маркетологах, финансистах. Только представьте себе, сколько рабочих мест уже создано благодаря видеоиграм.

Весь этот прогресс будет происходить ровно до тех пор, пока киберспорт интересен инвесторам и они могут размещать свою рекламу.

Если вы сомневаетесь, будет ли ваш киберспортивный бизнес успешным, перечитайте еще раз этот материал и обратите внимание на цифры. Если 4 годами ранее призовой фонд крупных киберспортивных соревнований составлял $ 1, то сейчас это миллионы.

Даже платформы для аматорских турниров получают в этой сфере хороший доход. Букмекеры массово переключаются на киберспорт, таким образом, к 2018 году с подобной динамикой eSports будет собирать больше ставок, чем футбол, который, между прочим, тоже является дисциплиной киберспорта.

Вы упрямо считаете, что киберспорт для школьников? Ваше право. Но мы расскажем вам об одном интересном факте: на открытии Олимпиады в Сочи одним из 8 человек, которые были удостоены исторической чести нести флаг, был Алан Енилеев. Он нес флаг вместе с такими знаменитыми людьми России, как Чулпан Хаматова, Никита Михалков и Валентина Терешкова. Что он сделал такого для России, что заслужил честь находиться среди великих людей? Алану Енилееву 28 лет, он победитель соревнований в Need for Speed. Потому что Енилеев — киберспортсмен.

ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?

спросите нашего специалиста. Консультация бесплатная!

Необходимо заполнить капчу

Отправляя заявку, я принимаю Пользовательское соглашение

Статьи по теме

Какие преимущества открывает внедрение чат-ботов в гемблинг

Многие эксперты считают, что чат-боты – это будущее гемблинга. Подключить казино через бота – значит получить стабильно растущий источник прибыли. Сегодня эта ниша свободна и предлагает операторам огромные бонусы.

Владимирс Реми: «Игорный рынок ЕС показывает стабильный рост, но доля теневого бизнеса достаточно большая»

Владимирс Реми, совладелец компании MONT AZURE, в интервью перечислил трудности, с которыми сталкиваются предприниматели при запуске бизнеса в Латвии, и рассказал, как в принципе развивается европейская гемблинг-индустрия.

получайте эксклюзивные советы

для вашего бизнеса

Необходимо заполнить капчу

Отправляя заявку, я принимаю Пользовательское соглашение